Марина Антиповна ("Обрыв)

Марина Антиповна ("Обрыв)
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

— Дворовая, "поверенная и ближайшая фрейлина Веры". У М. "изжелта-серые, лукавые и безжизненные глаза" со "скользящим быстро по предметам, ни на чем не останавливающимся взглядом", "широкая, внезапно все лицо и ряд белых зубов освещавшая улыбка, как будто к нему вдруг поднесут в темноте фонарь, также внезапно пропадающая и уступающая место слезам, даже, когда нужно, воплям". "Сложена М. хорошо: талия ее, без корсета и кринолина, тонко и стройно покачивалась над грязной юбкой, когда она неслась по двору, будто летела", — "почти не перебирая ногами". "Ловка". "Проворна". "Легкий, будто летучий, шаг". "Какая-то нервная дрожь плеч и бедер", "и подвижность, игра во всей фигуре, в щеках, и в губах, в руках". "Она даже не радела слишком о своем туалете, особенно когда разжаловали ее в чернорабочие: платье на ней толстое, рукава засучены, шея и руки по локоть грубы от загара и от работы; но сейчас же за чертой загара начиналась белая, мягкая кожа". М. "была не то что хороша собой, а было в ней что-то втягивающее, раздражающее, нельзя назвать что именно, что привлекало в ней многочисленных поклонников". "Бог знает что" — "только кто с ней поговорит, поглядит на нее, а она на него, даже кто просто встретит ее, тот поворотит со своей дороги и пойдет за ней".

"В дворню из деревни была взята М. девчонкой шестнадцати лет. Проворством и способностями она превзошла всех и каждого и превзошла ожидания бабушки. Не было дела, которого она не разумела, где другому надо час, ей не нужно и пяти минут. Другой еще выслушает приказание, почешет голову, спину, а она уж на другом конце двора, уж сделала дело, и всегда отлично, и воротилась. Позовут ли ее одеть барышень, гладить, сбегать куда-нибудь, приготовить, купить, на кухне ли помочь — в нее всю как будто вложена какая-то молния, рукам дана цепкость, глазу верность. Она все заметит, угадает, сообразит и сделает в одну и ту же минуту". "Она вечно двигалась, делала что-нибудь, и когда остановится без дела, то руки хранят прием, по которому видно, что она только что делала что-нибудь или собирается делать". "И чиста она была на руку: ничего не стащит, не спрячет, не присвоит, не корыстна и не жадна: не съест тихонько. Даже немного ела, все на ходу; моет посуду и съест что-нибудь с собранных с господского стола тарелок, какой-нибудь огурец, или хлебнет стоя щей ложки две, отщипнет кусочек хлеба и уж опять бежит". "Татьяна Марковна не знала ей цены и сначала взяла ее в комнаты, потом, по просьбе Верочки, отдала ей в горничные. В этом звании М. мало было дела, и она продолжала делать все и за всех в доме. Верочка как-то полюбила ее, и она полюбила Верочку и умела угадывать по глазам, что ей нужно, что нравилось, что нет". "Но... несмотря на все это, бабушка разжаловала ее из камер-фрейлин в дворовые девки, потом обрекла на черную работу, мыть посуду, белье, полы и т. п. Только ради ее проворства и способностей она оставлена была при старом доме и продолжала пользоваться доверенностью Веры, и та употребляла ее по своим особым поручениям". "М. потеряла милости барыни за то, что познала "любовь и ее тревоги" в лице Никиты, потом Петра, потом Терентья, и так далее, и так далее". "Не было лакея в дворне, видного парня в деревне, на котором бы она не остановила благосклонного взгляда. Границ и пределов ее любвям не было". "Будь она в Москве, в Петербурге или другом городе и положении, — там опасение, страх лишиться хлеба, места положили бы какую-нибудь узду на ее склонности. Но в ее обеспеченном состоянии крепостной дворовой девки узды не существовало". "Ее не прогонят, куска хлеба не лишат, а к стыду можно притерпеться, как скоро однажды навсегда узнает тесный кружок лиц, с которым она более или менее состояла в родстве, кумовстве или нежных отношениях". "Когда Савелий, полюбив М., женился на ней, она и не думала меняться и о супружестве имела темное понятие. Не прошло двух недель, как Савелий застал у себя в гостях гарнизонного унтера. Савелий взял вожжи, "и дворня с ужасом внимала истязанию". "Но этот урок не повел ни к чему. М. была все та же, опять претерпевала истязания и бежала к барыне или же ускользала от мужа и пряталась дня три на чердаках, по сараям, пока не проходил первый пыл. Она была живуча, как кошка, и быстро оправлялась от побоев, сама дружно и бесстыдно разделяла смех дворни над ревностью мужа, над его стараниями исправить ее, даже над побоями". — "Вот посмотри, как ее муж отделал! — обратилась бабушка к Райскому. — А за дело, негодяйка, за дело!" — "Понапрасну, барыня, все понапрасну. Пес его знает, что померещилось ему, чтоб сгинуть ему, проклятому! Я ходила в кусты, сучьев наломать, тут встретился графский садовник: дай, говорит — я тебе помогу, и дотащил сучья до калитки, а Савелий выдумал"... — "Врешь, врешь, негодяйка! — строго говорила барыня: — недаром, недаром!" — "Вот сквозь землю провалиться! Дай Бог до утра не дожить"... — "Перестань клясться! На той неделе ты выпросилась ко всенощной, а тебя видели в слободке с фельдшером"... — "Не я, барыня, дай Бог околеть мне на этом месте"... — "Как же Яков тебя видел? Он лгать не станет!" — "Не я, барыня, должно быть, чорт был во образе моем"... Райский поймал М. ночью в саду с "садовником" и "солгал" Савелию "в пользу преступной жены", чтобы "не погубить ее". М. встретила сейчас же после этого Савелия, "караулившего" ее: "Что тебе, леший, не спится? — сказала она и, согнув одно бедро, скользнула проворно мимо его: — бродит по ночам! Ты бы хоть лошадям гривы заплетал, благо нет домового! Срамит меня только перед господами! — ворчала она, несясь, как сильф, мимо его, с тарелками, блюдами, салфетками и хлебами в обеих руках, выше головы, но так, что ни одна тарелка не звенела, ни ложка, ни стакан не шевелились у ней". Это была "распущенная дворовая женщина, в роде горьких безнадежных пьяниц между мужчинами", а Райский видел в ней "бескорыстную жрицу культа", "матерь наслаждений". Под конец "с Мариной что-то недоброе случилось. Она ходила какой-то одичалой и задумчивой и валялась с неделю на лежанке, а потом слегла, объявив, что нездорова, встать не может. — "Бог карает!" — говорил Савелий, кряхтя и кутая ее в теплое одеяло! Позванная лекарка Меланхолиха… объявила… что болезнь Марины превышает ее познания. Ее отправили в клинику, в соседний город, за двести верст". [Ср. Савелий].


Словарь литературных типов. - Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». . 1908-1914.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Марина Антиповна ("Обрыв)" в других словарях:

  • Обрыв (Гончарова) — роман в пяти частях. Первые планы романа относятся еще к 1849 г., когда Гончаров после четырнадцатилетнего отсутствия приехал повидаться с родственниками на Волгу ( Лучше поздно, чем никогда ); тут толпой хлынули ко мне, вспоминал Гончаров,… …   Словарь литературных типов

  • Литературные типы произведений Гончарова — …   Словарь литературных типов

  • навяза́ться — вяжусь, вяжешься; сов. (несов. навязываться). разг. Действуя назойливо, добиться участия в чем л., приглашения куда л. и т. п.; напроситься. [Варлаам:] Сам же к нам навязался в товарищи, неведомо кто, неведомо откуда, да еще и спесивится. Пушкин …   Малый академический словарь

  • Шатрова — Шатрова, Елена Митрофановна Елена Митрофановна Шатрова Дата рождения: 31 мая (12 июня) 1892(1892 06 12) Место рождения: Москва, Россия Дата смерти: 1 …   Википедия

  • Шатрова, Елена Митрофановна — Елена Митрофановна Шатрова Дата рождения: 31 мая (12 июня) 1892(1892 06 12) Место рождения: Санкт Петербург, Российская империя Дата смерти …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»